Проект
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
Об утверждении Программы профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный»
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и абзацем двадцать седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, п р и к а з ы в а ю:
- Утвердить Программу профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный» согласно приложению к настоящему приказу.
- Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2030 г.
Министр
А.В. Куренков
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от ______________ № _____
Программа
профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный»
- Общие положения
- Программа профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный» разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ«О добровольной пожарной охране», а также профессионального стандарта «Пожарный», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. № 575н.
- Программа направлена на профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
- Профессиональное обучение проводится по программе повышения квалификации, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании Программы.
- Структура Образовательной программы должна соответствовать Программе.
- Содержание Образовательной программы определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется профессиональное обучение. Образовательная программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и учебных планах, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки слушателей с учетом их образования, квалификации и опыта. Образовательная программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим особенности обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.
Для получения слушателями знаний и умений Образовательной программой предусматривается проведение лекционных и практических занятий, являющихся составной частью образовательного процесса.
При этом минимально допустимый срок освоения Образовательной программы не может быть менее 16 часов, в том числе практической части – менее 4 часов.
- Для оценки степени и уровня освоения Образовательной программы проводится итоговая аттестация.
- Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Образовательная программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы ее реализации.
- Цель и задачи обучения
- Целью реализации Образовательной программы является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для выполнения работ по участию в профилактике и тушении пожаров в составе подразделений добровольной пожарной охраны.
- Задачами Образовательной программы являются:
а) приобретение слушателями теоретических знаний по новым образцам пожарно-технической продукции, современным технологиям обработки и учета информации в профессиональной деятельности;
б) совершенствование теоретических знаний и практических навыков при участии в тушении пожаров, а также в области тактики тушения пожаров на различных объектах и проведения аварийно-спасательных работ.
- В ходе освоения Образовательной программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции:
а) способность и готовность к выполнению работ по локализации и ликвидации пожара в составе подразделения добровольной пожарной охраны;
б) способность и готовность к выполнению в составе подразделения добровольной пожарной охраны АСР и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре;
в) способность и готовность к выполнению в составе подразделения добровольной пожарной охраны работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств, оборудования и инструмента;
г) способность и готовность к выполнению работ по профилактике пожаров.
III. Учебный план
№ п/п |
Наименование учебных тем |
Количество часов |
||
всего |
в том числе: |
|||
лекционные занятия |
практические занятия |
|||
1. |
Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности |
2 |
2 |
|
2. |
Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ |
2 |
2 |
|
3. |
Боевые действия по тушению пожаров |
2 |
2 |
|
4. |
Пожарная и аварийно-спасательная техника |
2 |
1 |
1 |
5. |
Пожарно-профилактическая подготовка |
2 |
2 |
|
6. |
Пожарно-строевая подготовка |
2 |
1 |
1 |
7. |
Оказание первой помощи пострадавшим |
1 |
1 |
|
8. |
Охрана труда |
1 |
1 |
|
9. |
Итоговая аттестация |
2 |
2 |
|
Итого по программе |
16 |
12 |
4 |
- Приведенное количество часов является минимальным и по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть увеличено.
- Объем учебного времени Образовательной программы для достижения слушателями необходимых компетенций, а также календарный учебный график, рабочие и (или) примерные программы учебных тем и иные компоненты (в том числе оценочные и методические материалы) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование, в рамках общего объема учебной нагрузки.
- Календарный учебный график
Неделя обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого часов |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
||
1 неделя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||
2 неделя |
2 |
2 |
Атт |
6 |
||||
Атт – итоговая аттестация. |
- Количество учебных часов в день определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, но не более 8 учебных часов в день при очной форме обучения, итоговая аттестация не более 6 часов.
- Содержание Образовательной программы
- Содержание Образовательной программы должно включать все учебные темы, указанные в учебном плане в соответствии с главой III Программы.
- Образовательная программа содержит обязательный минимум учебных тем, предусмотренных учебным планом.
- Содержание учебных тем Образовательной программы
- Содержание учебной темы «Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности».
Основы законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. Виды пожарной охраны. Основные задачи и организация деятельности пожарной охраны, в том числе добровольной пожарной охраны. Территориальные и местные пожарно-спасательные гарнизоны. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. Организация гарнизонной и караульной служб.
- Содержание учебной темы «Тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ».
Основы организации тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества. Тактические возможности подразделений по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара. Особенности тушения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных объектах, на открытых пространствах твердых горючих материалов и на транспорте. Особенности тушения пожаров в сельской местности. Основы тушения лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров.
- Содержание учебной темы «Боевые действия по тушению пожаров».
Начало и окончание боевых действий по тушению пожаров. Разведка пожара. Боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара (прием и обработка сообщения о пожаре, выезд и следование к месту пожара). Боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара (прибытие к месту пожара, управление силами и средствами на месте пожара, спасение людей, боевое развертывание сил и средств, локализация и ликвидация горения, проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ). Боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара (сбор и следование в место постоянной дислокации, восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны).
- Содержание учебной темы «Пожарная и аварийно-спасательная техника».
Организация применения пожарной и аварийно-спасательной техники. Первичные средства тушения пожара. Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных. Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила применения и испытания ручных пожарных лестниц. Пожарные насосы. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили. Средства связи. Аварийно-спасательное оборудование и пожарный инструмент. Пожарные рукава и рукавная арматура. Приборы подачи огнетушащих веществ. Средства индивидуальной защиты.
- Содержание учебной темы «Пожарно-профилактическая подготовка».
Классификация пожаров. Опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей. Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре. Противопожарное водоснабжение. Автоматические установки обнаружения и тушения пожаров. Обеспечение безопасности людей при пожаре. Организация и осуществление профилактики пожаров. Противопожарная пропаганда и информирование населения о мерах пожарной безопасности.
- Содержание учебной темы «Пожарно-строевая подготовка».
Пожарно-спасательный спорт. Упражнения с ручными пожарными лестницами. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями. Упражнения по спасанию и эвакуации пострадавших. Упражнения по боевому развертыванию пожарных расчетов. Упражнения по пожарно-спасательному спорту. Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.
- Содержание учебной темы «Оказание первой помощи пострадавшим».
Первая помощь: содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания первой помощи. Средства для оказания первой помощи. Основы сердечно-легочной реанимации. Асфиксия, утопление, электротравма. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при кровотечениях. Первая помощь при переломах и вывихах. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Транспортировка пострадавших.
- Содержание учебной темы «Охрана труда».
Основные требования законодательства Российской Федерации об охране труда. Требования нормативных правовых актов к порядку расследования и учету несчастных случаев на производстве. Требования нормативных правовых актов к проведению обязательного личного страхования. Требования правил охраны труда к объектам пожарной охраны и служебным помещениям. Требования правил охраны труда при несении караульной службы. Требования правил охраны труда при проведении практических занятий. Требования правил охраны труда при применении пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования. Требования правил охраны труда при выполнении основных и специальных работ на пожаре. Требования правил охраны труда при ликвидации последствий происшествий и чрезвычайных ситуаций.
VII. Планируемые результаты освоения Образовательной программы
- В результате обучения слушатели должны знать:
а) организационные основы обеспечения пожарной безопасности;
б) законодательные и иные нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;
в) структуру, назначение и задачи пожарной охраны, в том числе добровольной пожарной охраны;
г) организацию и несение караульной службы пожарной охраны;
д) устройство и правила применения специальной защитной одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, аварийно-спасательного оборудования, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей;
е) виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей;
ж) правила содержания и применения пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования;
з) правила охраны труда при работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием;
и) основные правила ведения радиообмена и требования радиодисциплины;
к) способы локализации и ликвидации горения, условия прекращения горения различными способами;
л) классификацию пожаров, опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, основные пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов;
м) основную задачу на пожаре и при проведении АСР;
н) основные действия подразделений пожарной охраны по тушению пожара и проведению АСР;
о) меры безопасности при ведении основных действий на пожаре и при проведении АСР.
- В результате обучения слушатели должны уметь:
а) применять специальную защитную одежду и снаряжение, спасательные средства, механизированный и немеханизированный ручной инструмент, аварийно-спасательное оборудование, пожарные рукава, рукавное оборудование, средства и оборудование пенного тушения, ручные пожарные лестницы, огнетушители;
б) организовывать и осуществлять действия при локализации и ликвидации пожаров и АСР;
в) применять пожарную технику, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование при тушении пожаров;
г) работать со средствами связи, применяемыми в пожарной охране.
- В результате обучения слушатели должны владеть навыками несения гарнизонной и караульной службы и проведения действий при локализации и ликвидации пожаров.
VIII. Организационно-педагогические условия реализации Образовательной программы
- Реализация Образовательной программы должна обеспечить приобретение слушателями знаний и умений, необходимых для осуществления деятельности по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении АСР в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
- Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
- Лекционные занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
- Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей практических навыков и компетенций по профилю Образовательной программы.
- В целях закрепления полученных при обучении лекционных знаний и практических умений, необходимых для безопасного выполнения работ, а также освоения и выработки непосредственно на рабочем месте практических навыков, безопасных методов и приемов выполнения работ слушатель может пройти стажировку на конкретном рабочем месте под руководством более опытного специалиста.
- Оценка качества освоения Образовательной программы
- Оценка качества освоения Образовательной программы включает текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена.
- Формы и процедуры текущего контроля успеваемости слушателей устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
- Освоение Образовательной программы завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, которая направлена на определение соответствия полученных знаний, умений и навыков Образовательной программе.
- Лицам, успешно освоившим Образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
- Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому такой организацией.
Пояснительная записка
к проекту приказа МЧС России «Об утверждении Программы профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный»»
Проект приказа МЧС России «Об утверждении Программы профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочих, служащих «Добровольный пожарный»» (далее – проект приказа) разработан в целях реализации части 1 статьи 21 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и абзаца двадцать седьмого подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.
В процессе работы над проектом приказа изучены положения законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, об образовании, трудового законодательства, практика применения соответствующих нормативных правовых актов МЧС России, учтены официальные разъяснения обязательных требований и их правоприменение, а также изучена научная литература и материалы периодической печати.
Проект приказа направлен на приведение системы обучения добровольных пожарных в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании и о добровольной пожарной охране.
Реализация проекта приказа не повлияет отрицательным образом на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий.